В эти выходные команда “Terracotta Ceramics” приняла участие в последнем восстановительном обжиге этого сезона в Абрамцевском художественно-промышленном колледже им. В. М. Васнецова.

Что такое восстановительный обжиг?
Восстановительный обжиг происходит, как правило, на улице, поэтому обжиги проводятся только в теплое время. Растапливаются печи дровами, саму печь во время обжига полностью замазывают глиной, чтобы не оставалось ни одной щели, за счет этого, в отличие от обычного обжига, восстановительный происходит в бескислородной среде, в процессе обжига в печи образуется много углекислого газа, который стремится «отнять» кислород у химических элементов, входящих в состав керамических изделий, в результате чего на поверхности глазурей появляется металлический блеск от золотистого до ярко-красного цвета.
В этот раз обжиг в Абрамцевском колледже проводился по методике Петра Ваулина, который вместе с Врубелем “возродил” восстановительный обжиг в русской керамике. Это удивительно, но ранее подобный технологический метод обжига использовался в практике керамистов различных стран, но многие мастера, ценившие, прежде всего, чистоту цвета и прозрачность глазури, металлизацию считали браком. Врубель увидел в этом «браке» новую эстетическую сущность керамики. Эта техника позволила реализовать поиски художника в области синтеза скульптурной формы и цвета.
Мы погуляли по красивейшей усадьбе Абрамцево и зашли в мастерскую художника, где выставлены прекрасные примеры экспериментов с восстановительным обжигом.

Наш обжиг в эти выходные проходил по сложной технологической схеме так же, как когда-то в Абрамцевской мастерской великого художника. Изделия из глины после первого, так называемого «утильного» обжига были декорированы белой эмалью, которая играла роль рефлектора для последующих слоев прозрачных глазурей. На слой обожжённой эмали наносились восстановительные глазури, содержащие окислы металлов. При окончательном восстановительном обжиге, после доведения до температуры, необходимой для расплавливания глазурей, в печь устанавливалась небольшая поленница берёзовых дров и тигель с нашатырём, покрытый пластинкой «ярь-медянки» (у П. Ваулина). Затем печь плотно закрывалась, и дальнейший обжиг производился без доступа кислорода. Вначале выгорал оставшийся в горне кислород, затем углеродистые продукты сухой возгонки древесины вместе с парами меди создавали необходимую восстановительную среду. Окислы металлов, находящиеся в глазури, теряя кислород, восстанавливались в металле, и, кроме того, на изделие осаждался тонкий слой парообразной меди. В результате всё это создало богатую, сверкающую игру цвета и люстров. Печка закладывалась вечером в субботу и разжигалась дровами до двух часов ночи. Фото загрузки печи и работ до волшебного процесса восстановления.

Печь начали растапливать в 5 вечесра в субботу и топили до двух часов ночи, в пять вечера  в воскресение мы уже могли увидеть результаты превращения.

Так как в нашей печи не было термопары, температуру определяли “на глаз” как и когда-то М. Врубель. Некоторые работы, которые стояли в центре печи сильно восстановились, до каких-то изделий эффект не дошел. Интенсивность проявления эффекта восстановления зависит от температуры в печи, расположения изделия в печи, глины, из которой сделано изделие (замечено, что на красной глине, покрытой белой эмалью, эффект проявляется гораздо заметнее), зависит также расположение изделия относительно соседей (иногда нижняя часть работ,например у тарелок, расположенная близко к полке или другой работе восстанавливалась больше чем открытая часть тарелки), так же эффект восстановления зависит от самой глазури, и от их смешения (чаще эффект восстановления проявляется в местах слияния глазурей). В общем, восстановительный обжиг это еще одно безграничное поле для экспериментов, вдохновения и новых инструментов для творчества.
Надеемся, что будущей весной мы сможем организовать поездку с нашими учениками на восстановительный обжиг, чтобы вы тоже могли посмотреть на это увлекательное действо и обжечь в дровяной печи свои работы.
А теперь, в заключение, полюбуйтесь на фото готовых работ нашей Ани Величко, которые теперь можно увидеть в небольшой экспозиции в Абрамцево, посвященной восстановительному обжигу.

 

Добавить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

очиститьPost comment