Это текст для керамистов, обитающих в городских джунглях и не имеющих возможности пойти и выкопать глину у ближайшей речки. Здесь пойдет речь о глине, представленной в керамических магазинах. У глины в магазине есть один большой и очень значительный плюс – она готова к работе (если не продаётся в сухом виде), это, конечно, экономит массу времени. Подготовка глины к работе – просеивание, добавление примесей, высушивние, затворение и вылеживание – это отдельная существенная работа, которая требует много времени и сил и зачастую под силу только мужчинам. Сегодня можно заказать глину для лепки, для работы за гончарным кругом, отливки, и её привезут прямо на дом, а это, согласитесь, удобно.
Так какую глину выбрать для работы среди всего этого разнообразия? Сегодня керамистам доступны сотни различных видов глин. У каждого вида есть свои плюсы и преимущества, поэтому выбор часто затруднителен. Глина в керамических магазинах, как правило, продается в трёх видах: в сухом, в пластичном и в жидком.
Глина в сухом виде удобна для транспортировки, она уже просеяна и очищена, мастер лишь должен добавить нужное количество воды и промешать или промять получившийся состав для литья или лепки. Плюс сухой глины заключается в том, что керамист может сам создать нужную ему массу по консистенции и сразу добавить все нужные примеси. К тому же сухая глина стоит дешевле, чем готовая масса, и многие профессионалы любят совмещать несколько видов глин и создавать свою авторскую массу, которая подходит под специфические требования.
Глина в жидком виде предназначена для литья, она так же называется шликер. Он продается тоже бывает разный в зависимости от состава : фарфоровый, фаянсовый и другие.
Мы же по подробней остановимся на пластичной глинах для лепки руками и работе за гончарным кругом. Такая глина продается в магазинах либо маленькими весовыми кусками, либо большими валюшками по 10-30 кг, которыми покупать глину значительно выгоднее.
При выборе глины, которая подойдет для вашей работы, нужно учитывать множество факторов, первый из которых, это – каким способом вы с глиной будете взаимодействовать и то, какое изделие вы хотите получить в итоге: декоративное, функциональное или скульптурное. Есть ли какие-то особенности в вашей работе, которые можно выполнить только при работе с определённой массой?  
Если вы планируете работать с глиной на гончарном круге или лепить руками, то тогда вам нужна гончарная глина. Производители, как правило указывают, подходит или не подходит конкретная масса для работы за гончарным кругом, потому что не все пластичные массы, увы, хорошо с ним дружат.
Во-вторых вам нужно определиться с цветом массы. Здесь вы только должны согласовать этот вопрос с вашими художественными задачами и будущей работой с цветом. Глины бывают светложгущиеся (от белого до бежевого и желтого), красножгущиеся и темно-коричневые/черные. Цвет глины зависит от состава глины. Окид железа и титана делают глину красного цвета, а оксид марганца придает глине черный цвет. Причем цвет глины до обжига часто не имеет ничего общего с цветом обожженого черепка. Например, всем известная голубая глина после обжига приобретает классический коричнево-красный оттенок. При выборе цвета глины нужно обязательно смотреть пробники на температуру, на которой вы планируете обжигать массу, потому что цвет глины отличается на разной температуре обжига.
Чтобы правильно выбрать цвет глины вам нужно понять, как вы будете декорировать изделие. Если вы планируете пользоваться неглухими глазурями, то тогда вам нужно выбирать светложгущуюся массу, чтобы цвета были более яркими. Матовым глухим глазурям все равно какая под ними глина, если вы хотите делать молочение, то чёрная глина – не ваш выбор, потому что на ней его видно не будет. Постарайтесь плнировать декорирование заранее, чтобы выбрать нужную массу.
В-третьих, при выборе материала вам нужно определиться с температурой обжига вашей глины. Бывают массы широкого спектра обжига, которые можно обжигать от 900 градусов до 1300, а какие-то массы не выдерживают больше 1000 градусов и плавятся. Поэтому вам надо подобрать массу, которую сможет обжечь ваша печь и которая будет подходить вашим глазурям. Внимание, всегда при работе с новыми массами нужно ставить пробники ваших глазурей, а не сразу на радостях красить целое изделие, потому что не все глазури дружат со всеми глинами, нужно проверять не дает ли ваша глазурь на новой массе цека или пузырей, хорошо ли ложится.
Также сегодня в керамических магазинах представлены специальные глины, которые используются для выполнения специальных задач. Например, шамотные массы. Шамот – это мелкая крошка из обоженного черепка, которую добавляют в глину. Шамотная крошка придает глине жаропрочности, она лучше держит форму и делает массу более пористой и более подходящей для лепки больших форм. Шамот бывает разной фракции и продается отдельно, т.е. его можно замешать в нужную вам массу самостоятельно. Из глины с мелким шамотом можно гончарить, это даже приятно, но гончарить с крупным шамотом – это развлечение для экстремалов. Из шамотной глины с крупной крошкой, как правило, лепят большие работы, потому что шамот меньше «ведет», а так же он подходит для создания уличной керамики, так как изделия из шамотной глины более прочные и легче переносят перепады температур.
Фарфоровые , полуфарфоровые массы и фаянс – это белые высокотемпературные массы, которые подходят больше для литья, ручной лепки, отминки по формам, но некоторые мастера отваживаются из них гончарить, несмотря на то, что это очень сложно. Но из этих масс можно сделать такие изделия, которые нельзя сделать из других, более грубых глин, – тонкостенные, легкие, изящные. Работа с этими массами считается высшим пилотажем и ими пользуются уже опытные мастера.
Но на этом разнообразие глин не ограничивается: массы можно окрашивать в разные цвета с помощью пигментов, тогда глина не будет терять нужный вам цвет даже после обжига, с помощью цветных глин можно создавать изделия в технике нерикоми и нерияги.

Перед тем как найти «ту самую», возможно вам перепробовать множество глин разных производителей и видов. Чаще всего мастер пользуется несколькими видами глин, рассчитанными под разные задачи. И многие продвинутые мастера создают глину для себя сами или усовершенствуют готовые массы.

Удачных обжигов!